Считается, что самые важные звенья тракта - акустика и источник, а усилителю отводится второстепенная роль. Тем не менее и от него зависит многое. Ведь не случайно именно в области усиления существует столько схемотехнических концепций. Тут вам и лампы, и транзисторы, двух- и однотактные выходные каскады, с трансформаторами и без, в режимах А, АВ, В И D... Так что не стоит это звено недооценивать.
Интегральный усилитель A5 ($1450) - одно из последних достижений Sven Audio. Серьезный аппарат, ничего не скажешь. Тяжелый, с гигантскими теплоотводами и фрезерованной лицевой панелью "голд шампань" толщиной без малого два сантиметра. Под темной прозрачной вставкой зажигается точечный дисплей, но это не просто окошко с цифрами, а графический интерфейс управляющего процессора. Мозги здесь действительно нужны - устанавливать громкость и баланс, расшифровывать сигнал пульта ДУ и обеспечивать безопасность, как самого усилителя, так и подключенных к нему колонок. При возникновении перегрузки по току, коротком замыкании на выходе или перегреве транзисторов срабатывает реле, которое разрывает выходную цепь и переводит схему в safe mode. Для восстановления работоспособности придется выключить аппарат, устранить причину отказа и включить его снова.
В штатном режиме дисплей показывает, какой из четырех входов задействован, уровень громкости в реальных децибелах и положение регулятора баланса. Он также напоминает о включении режима Mute и предупреждает о неисправности, выдавая тревожные надписи: "Right center protect" и "Left channel overload". Правда, причем здесь центр, не очень понятно, по-видимому, опечатка. Есть и еще весьма любопытная "фича" - мониторинг сетевого напряжения. После нажатия кнопки Voltage в течение 30 с на экране держатся показания цифрового вольтметра, благодаря которому мы узнали, что за время теста напряжение в розетке менялось от 212 до 221 В, причем довольно резко. Кстати, при инсталляции A5 нужно учесть, что он потребляет от сети 650 ВА, и рассчитать соответствующее сечение проводки.
Регулятор громкости цифровой, с ограничителем в крайних положениях. Рукоятка, судя по инерции, выточена из цельной алюминиевой заготовки.
На задней панели находятся входные гнезда RCA и весьма скромные для такого аппарата посты, рассчитанные на "лопатки", "бананы" и голый провод относительно небольшого диаметра.
Пульт ARM-117 настольный, т.е. плоский и массивный. Поворотный регулятор громкости подпружинен и после любых манипуляций возвращается в исходное центральное положение. Чтобы изменить громкость, достаточно немного довернуть ручку в соответствующую сторону, и это движение повторит энкодер на лицевой панели усилителя.
Теплоотводы действительно греются, причем так сильно, что через полчаса они пышут жаром, словно печка. Поэтому ставить аппарат в стойку не советую - через какое-то время сработает температурное реле, и придется ждать, пока остынут радиаторы. В ходе подбора тракта выяснился любопытный момент: при подключении некоторых (отнюдь не всех) низкоомных колонок A5 уходит в "глухую защиту" и отказывается включаться. Что ему не нравится, понять сложно, ведь при измерениях мы подключали 4-омный эквивалент нагрузки, и никаких проблем не было. Так что перед приобретением усилителя не лишне убедиться, захочет ли он работать с вашей акустикой.
И еще один совет: аппарат перед прослушиванием нужно греть. Непосредственно после включения он не покажет всех своих способностей, потребуется два-три часа, чтобы он распелся.
Кроме того, полезно поэкспериментировать с межблочными кабелями, с их помощью можно менять звучание от нейтрально-мягкого до яркого и контрастного. Я предпочел первый вариант, заменив Nordost Blue Heaven медным коаксиалом Esoteric Audio.
Тяжелый блюз [1] понравился четким пульсирующим ритмом, скоростью и мощной атакой. Усилитель не пытался сачковать на трудных местах, моментально реагировал на резкие динамические перепады. Солидный запас мощности, сразу видно. Мониторы Spendor 1/2, весьма неподатливые для других аппаратов, казались пушинкой. Кстати, заявленное выходное сопротивление усилителя 4 Ом - явная ошибка, демпфирование у него очень приличное. Управляется НЧ-головка уверенно, хотя партия бас-гитары могла бы быть и почетче.
Деликатные жанры [2] тоже удались, правда с некоторыми оговорками. При общей прозрачности, четкости и правильно выстроенной сцене звучание было несколько прохладным, с явно сдерживаемыми эмоциями. Но динамические контрасты - вне всякой критики. Стоит отметить и постоянство тонального баланса при значительных изменениях громкости.
Афро-кубинскую музыку [3] я уважаю прежде всего за потрясающую ритмическую основу и яркую звуковую картину, созданную довольно скупыми средствами. Рельефно прописанный контрабас, характерный тембр голоса и обилие акустических инструментов, - все напоминало если не живое исполнение, то качественный студийный мастер. Мягко, комфортно, без окраски и довольно нейтрально, хотя о холодности здесь уже говорить нельзя. Усилитель передает настроение музыкантов, не форсируя его. В принципе, аппарат можно рекомендовать в качестве контрольного для небольших студий.
Что подтверждает и последний альбом Уэйтса [4], записанный, кстати, очень небрежно. На некоторых треках слышен фон, какие-то шорохи и щелчки... Да, все это можно заметить, особо не напрягая слух, но не отвлекаясь от основного действа, которое по-настоящему захватывает. Даже на "Hoist that Rag", вещи на первый взгляд немелодичной, с трудом воспринимаемой на "равнодушных" трактах.
Вообще, точный отсчет ритма - пожалуй, самая сильная сторона этого усилителя. Фей-пин Су при исполнении Шопена [5] пользуется необычным приемом - на мизерные доли такта растягивает вполне определенные интервалы, словно его внутренний метроном дает сбои. При этом внимание аудитории акцентируется именно на "задержанных" нотах, и произведение воспринимается абсолютно по-другому. Так вот, передать такие ритмические нюансы может не каждый источник и, как ни странно, не каждый усилитель. В чем тут дело, в быстродействии, глубине ОС или чем-то еще, судить не берусь. Sven А5, собранный из бюджетных компонентов (что продиктовано конкурентно-рыночными соображениями), тем не менее можно считать в этом отношении довольно точным инструментом. К счастью, не настолько точным, чтобы отпугнуть романтически настроенного меломана.
ТРАКТ, КОТОРЫЙ МЫ СЛУШАЛИ
- DVD/CD-проигрыватель Marantz DV-9500 $2500
- Акустические системы Spendor SP1/2 $3000
- Межблочные кабели Esoteric Audio (сняты с производства)
- Акустический кабель Legacy TL Speaker $515
ЧЕМ ХОРОШ КЛАСС А
Все наверняка слышали, что усилители, работающие в классе А, очень большие и сильно греются. Но это внешние признаки, а что же при этом происходит внутри схемы и как такой разогрев сказывается на звучании?
Очень важный параметр оконечного каскада - ток покоя, т.е. ток, протекающий через выходные транзисторы в отсутствие сигнала. В классе АВ он невелик, около 40-50 мА, но по мере увеличения амплитуды сигнала транзисторы открываются, и ток через них растет, достигая максимума перед клиппированием. Таким образом, мощность, рассеиваемая на выходных транзисторах, прямо пропорциональна мощности, отдаваемой в нагрузку. КПД такой схемы довольно высок, но при открывании транзистора возникают т.н. кроссоверные искажения, т.е. нарушение формы синусоиды при ее переходе через ноль. Их вклад в THD незначителен, но считается, что именно они являются причиной "транзисторного" звучания.
Через каскад, работающий в чистом классе А, постоянно проходит такой же ток, что и отдается в нагрузку при максимальной выходной мощности. Т.е. 8-ваттный усилитель на 8 Ом должен выдать 1 А и, соответственно, иметь такой же ток покоя. КПД подобных аппаратов не превышает 15%, так что отвод тепла от выходных транзисторов становится очень серьезной проблемой. Принудительное охлаждение в бытовых моделях применяется редко, в основном из-за шума, создаваемого вентиляторами.
Но если транзистор все время открыт, то он не дает переходных искажений. Исполинские теплоотводы и супермощный блок питания - плата за чистое звучание, свободное от "песка" и прочей грязи. Меняется и субъективное восприятие нижнего диапазона - он становится более комфортным, но не теряет драйва и артикуляции.
Иногда конструкторы предлагают промежуточное решение - до определенной мощности схема работает в классе А, а затем переходит в АВ. Именно так сделано в Sven A5, и пороговое значение у него 50 Вт.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- ZZ Top, "Rhythmeen". RCA/BMG, 1996.
- Ella Fitzgerald and Louis Armstrong, "Porgy & Bess". Verve, 1958.
- Bebo & Cigala, "Lagrimas Negras". BMG, 2003.
- Tom Waits, "Real Gone". Anti, Inc., 2004.
- "Chopin, according to Fei-ping Hsu". MA recordings, 1977.
Семь раз отмерь
Заявленные характеристики усилителя Sven A5
- Выходная мощность, Вт (на 4 Ом)
- в классе А 2х50
- в классе АВ 2х200
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (+1,5 дБ) 10-160000
- Коэффициент гармоник (5 кГц, 100 Вт RMS), % 0,08
- Чувствительность, мВ 200
- Отношение сигнал/шум, дБ -95
- Выходное сопротивление, Ом 4
- Потребляемая мощность, ВА, 650
- Габариты, мм 460х320х195
- Масса, кг 27
При сильном масштабировании (цена деления 0,5 дБ) видно, что характеристика имеет отклонения от линейной: +1,5 дБ на 30 Гц и -1дБ на 20 кГц. В заявленный допуск кривая укладывается, да и редкий эксперт услышит такой разброс. Кроме того, АЧХ заметно выравнивается при снижении выходной мощности и на 5 Вт представляет собой практически прямую линию.
Довольно интересная картина, нетипичная для двухтактных транзисторных усилителей. Во-первых, амплитуда 2-й гармоники заметно выше 3-й. Это свидетельствует либо о разбалансе плеч выходного каскада, либо о намерении разработчиков определенным образом подкорректировать звучание. Поскольку гармонический спектр идентичен в обоих каналах, вторая версия более вероятна. Еще одна особенность - отсутствие составляющих высоких порядков, что редко бывает у усилителей со столь широкой полосой пропускания. Грамотная реализация класса А способна обеспечить чистоту верхнего регистра и незначительный КНИ (в данном случае 0,019%) на малых уровнях громкости - очень ценные качества.
|
Рис. 1. АЧХ усилителя Sven A5 № A151814 при выходной мощности 50 Вт |
|
|
Рис. 2. Спектр гармоник усилителя Sven A5 №A151814 при выходной мощности 5 Вт |
|
|
Рис. 3. Спектр гармоник усилителя Sven A5 №A151814 при выходной мощности 50 Вт |
|
Все сказанное выше становится более очевидным - общее значение КНИ получается в основном за счет 2-й и 3-й гармоник и составляет 0,031%. Стоит отметить, что большинство современных усилителей имеют иную зависимость уровня искажений от выходной мощности - сначала они падают, достигая минимума при 15 - 20 Вт, а затем снова начинают расти. Это т.н. проблема "первого ватта", которая полностью отсутствует в модели Sven A5.
В ходе измерений защита срабатывала при выходном напряжении 24 В, что соответствует 144 Вт на 4-омной нагрузке.
А ЧТО ВНУТРИ?
Усилитель построен по принципу "двойное моно", причем каналы отделены друг от друга конструктивно - стальной перегородкой в центре шасси. В каждом канале собственный силовой трансформатор с раздельными обмотками для питания предварительных (2х46 В) и оконечных (2х41 В) каскадов. Железо качественное, сердечник - т.н. C-core, с большой удельной мощностью и малыми потерями. Запас отнюдь не лишний, поскольку энерговооруженность источника питания во многом определяет динамические свойства усилителя. В центре шасси смонтированы выпрямители и сглаживающие фильтры - по паре конденсаторов 10000 мкФ х 80 В и 6800 мкФ х 100 В на сторону. Примечательно, что скобы, крепящие их к перегородке, с обеих сторон оклеены вибропоглощающим материалом.
Параллельно лицевой панели установлена плата цифрового тракта - дешифраторы команд пульта, регулятора громкости и управление индикатором. Питается она от собственного выпрямителя и отделена от общего объема стальным экраном.
На задней стенке видны две платы отдельного реле - это электронный селектор входов. Сюда же впаяны потенциометры с электроприводом (кстати, ALPS $250 каждый). Таким образом, "цифра" командует лишь моторчиком, а звуковой тракт полностью аналоговый.
Оконечные усилители и драйверные каскады расположены на боковых стенках шасси. Мощные транзисторы (по два в каждом плече в параллель) привинчены к внутренней стороне теплоотводов под платами, поэтому рассмотреть их маркировку не удалось. К выходным гнездам идут очень толстые проводники, не менее 5 кв. мм, но в цепи стоят реле с довольно скромными контактами, разрывающими цепь нагрузки при возникновении нештатных ситуаций.
В целом конструкция кажется добротной и тщательно продуманной.
01.08.2005