Немецкая фирма Odeon основана специалистом по электроакустике Акселем
Герсдорфом. Ее офис и производственные площади находятся в местечке
Реклингаузен, что в окрестностях Дортмунда. Акустические системы
изготавливаются вручную небольшой бригадой мастеров-краснодеревщиков.
Индивидуальный подход к любому изделию - непоколебимое кредо Акселя,
имеющего большой опыт исследований и моделирования АС в небольшой, но
очень авторитетной фирме ARS Elektroakustik. Пожалуй, основной
отличительной чертой этих АС являются рупора, выточенные из массива
берёзы.
Есть у акустики ODEON еще несколько характерных особенностей -
применение в СЧ/НЧ-звене драйверов с бумажными диффузорами, тщательная
настройка кроссоверов под каждый из них, безукоризненное исполнение
корпуса и, конечно, дизайн.
Сейчас в линейке этой фирмы пять моделей различного класса, но
в каждой из них воплощены перечисленные выше принципы. Например, в
напольной колонке Tosca дюймовая титановая пищалка помещена в рупор,
выточенный из массива березы, причем параметры системы подобраны таким
образом, что резонансы мембраны и раструба гармонируют друг с другом.
На средних и нижних частотах работает 25-сантиметровый драйвер с
диффузором из пропитанной целлюлозы. Такое сочетание материалов вкупе с
чувствительностью в 93 дБ невероятно привлекательно для любителей
ламповых усилителей - здесь будет обеспечено теплое, динамичное и
одновременно очень громкое звучание при выходной мощности около 8 Ватт.
В старших моделях чувствительность еще выше, и что самое интересное,
предусмотрена механическая регулировка АЧХ на нижних и средних (в
трехполосных АС) частотах. Например, в "Травиате" порт фазоинвертора
выведен вниз, и двигая плиту основания вперед-назад, можно перекрывать
его полностью или частично, добиваясь наилучшего звучания на басах в
каждом конкретном помещении. Зачем так сложно? Дело в том, что
электрическая регулировка требует дополнительных элементов в схеме
кроссовера и, как следствие, ухудшает его динамические и фазовые
характеристики. Говоря обычным языком, нарушает пространственные
характеристики звучания и "съедает" микродинамику. Фильтры высших
порядков дают лучшее разделение частот, но из-за затянутых переходных
процессов во многих случаях звучат как-то смазанно, неконтрастно.
Электрическая схема "Одеонов" упрощена до предела, фаза каждой цепочки
настраивается под конкретный динамик, и это несмотря на то, что в них
применяются детали с допуском 1%. Разделение же на полосы частично
производится опять же механически - частоты собственного резонанса
динамиков и элементы технического оформления подбираются таким образом,
что происходит естественный спад АЧХ в нужном месте, а кроссовер лишь
немного "помогает", добавляя крутизны спада.
Аксель Герсдорф никогда не пытался сделать своё предприятие
коммерческим, он всегда говорил, что и он сам, и его мастера работают
для собственного удовольствия. Что касается выпускаемой хоть и
небольшими партиями, но всё же серийной продукции, то она адресована
настоящим ценителям музыки и добротно сделанных вещей, т.е. тем, кому
безразличны веяния быстротечной моды. Конструктор любит сравнивать свои
детища с антикварной мебелью или хорошим вином, которое с годами лишь
растёт в цене. (по материалам журнала "Салон АВ" и компании Hi-End
Centre).
|